В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 9 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 10 части 9.1 статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IНС) предусмотрен перечень видов задолженности являющейся безнадежной. Разработчиком в пункте 3 статьи 1 законопроекта предлагается указанную структурную единицу Закона № 99-IНС дополнить подпунктом «д» следующего содержания: «задолженность плательщика, признанная нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики или Совета Министров Донецкой Народной Республики безнадежной.».
Следует отметить, что основания признания задолженности безнадежной, а значит невозможной к взысканию и подлежащей списанию в порядке, установленном статьёй 53 Закона № 99-IHC, должны быть закреплены исключительно предписаниями закона, а не подзаконным законодательством.
Данный шаг обеспечит должную защиту прав и интересов всех налогоплательщиков путем установления единого подхода к признанию сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и признанию обязанности по их уплате прекращенной.
Кроме того, действующая редакция пункта 10 части 9.1 статьи 9 Закона № 99-IНС закрепляет полномочие по признанию задолженности безнадежной лишь за судом (подпункт «г» указанной структурной единицы) как за единственным органом государственной власти способным, в силу жестких требований процессуальной формы отправления правосудия, обеспечить соблюдение баланса частных и публичных интересов на основе принципов беспристрастия и независимости.
Целесообразность осуществления признания задолженности безнадежной именно в судебном порядке подтверждается и самим разработчиком при изложении в пункте 1 статьи 1 законопроекта изменений вносимых в подпункт «б» пункта 10 части 9.1 статьи 9 Закона № 99-IНС. Так, данной структурной единицей законопроекта предлагается в подпункте «б» пункта 10 части 9.1 статьи 9 Закона № 99-IНС слова «, подтвержденных соответствующими документами, установленными действующими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики» заменить словами « и признанная в судебном порядке безнадежной».
В свою очередь закрепление возможности признания задолженности безнадежной за иными (внесудебными) субъектами государственно-властных полномочий путем издания ими подзаконных нормативных правовых актов не дает возможности прийти к однозначному выводу о том, какими принципами будут руководствоваться, и какие обстоятельства будут учитываться соответствующими субъектами при принятии решения о признании конкретной задолженности невозможной к взысканию.
В связи с вышеуказанным предлагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта исключить.
Кроме того, анализ положений законопроекта выявил нарушения пунктов 40 (в части указания ссылок на структурные единицы Закона № 99-IHC), 48, 53, 83 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем законопроект привести в соответствие с требованиями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.