В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в раздел VII Закона Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на упрощение процедуры организации перевозок пассажиров автобусами в городском, пригородном, междугороднем сообщении, экономию бюджетных денежных средств, повышение уровня конкурентоспособности перевозчиков, повышение уровня безопасности при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах общего пользования.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки настоящего законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается раздел VII«Переходные положения» Закона Донецкой Народной Республики от 21.08.2015 № 77 – IHC (далее – Закон № 77 – IHC) дополнить частью 7, устанавливающей срок вступления в силу статей 44 - 47 Закона № 77 – IHC с 31.12.2018.
Вышеуказанными статьями Закона № 77 – IHC предусмотрено, что определение автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования производится исключительно на конкурсной основе. Организация проведения конкурса и определения условий перевозок возлагаются на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения конкурса органы исполнительной власти и органы местного самоуправления образуют конкурсный комитет.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается раздел VIIЗакона № 77 – IHCдополнить частью 8, предусматривающей следующее: «до вступления в силу статей 44 – 47 Закона № 77 – IHC определение автомобильных перевозчиков на автобусные маршруты общего пользования осуществляется коллегиальным органом организатора перевозок».
Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на то, что требования, предъявляемые к конкурсам и порядок их проведения, установлены в различных экономических сферах деятельности, что позволяет обеспечивать благоприятную конкурентную среду для субъектов хозяйствования, и регламентировать действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, запрещая им создавать преференции отдельным хозяйствующим субъектам.
Отметим, что предоставления возможности определения автомобильных перевозчиков на автобусные маршруты общего пользования коллегиальному органу организатора перевозок неизбежно приведёт к коррупционным и антимонопольным нарушениям законодательства со стороны лиц, входящих в указанный орган. В связи с этим конкурс служит инструментом конкурентного отбора, позволяющего выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.
С учётом изложенного предлагаем пункты 1, 2 статьи 1 законопроекта исключить.
Кроме того, анализ положений законопроекта выявил наличие орфографических ошибок, нарушения пунктов 53, 83 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 № I-494П-НС, а также части 2 статьи 29 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72 – IHC«О нормативных правовых актах».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект и выступает против его обсуждения и принятия.