В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления» (далее – законопроект).
Данный законопроект направлен на создание в Донецкой Народной Республике правовых, социально-экономических, организационных условий для обеспечения прав детей на отдых, оздоровление и развитие организаций, деятельность которых направлена на отдых детей и оздоровление.
Законопроект устанавливает основные принципы организации и обеспечения отдыха детей и их оздоровления, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные принципы социальной поддержки в сфере отдыха детей и их оздоровления, научно-методическое и информационное организаций отдыха детей и оздоровления. Определяет деятельность учреждений и организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, определяет принципы их образования, реорганизации и ликвидации, порядок и условия предоставления детям услуг по оздоровлению и отдыху, права и обязанности детей, находящихся в организациях отдыха и оздоровления, права и обязанности родителей или других законных представителей, права, обязанности и ответственность работников организаций отдыха и оздоровления.
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Закона Республики Крым от 20 мая 2015 № 107- ЗРК/2015 «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым» (далее – Закон № 107- ЗРК/2015).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки настоящего законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В соответствии с частью 1 статьи 21 законопроекта меры социальной поддержки осуществляются путем частичной или полной оплаты стоимости путевок детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; детям, требующим социального внимания и поддержки; детям, нуждающимся в особых условиях оздоровления.
Разработчик закрепляет в пунктах 1, 2 части 1 статьи 2 законопроекта перечень лиц, которые относятся к понятиям «дети, которые нуждаются в особых условиях для оздоровления» и «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Обращаем внимание на то, что в тексте законопроекта не дано определение понятия «дети, требующие социального внимания и поддержки», что приводит к нарушению пункта 23 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 № I-494П-НС (далее - Правила юридико-технического оформления). С учётом изложенного предлагаем часть 1 статьи 2 законопроекта дополнить пунктом, в котором закрепить вышеуказанное определение понятия, что в полной мере будет соответствовать Закону № 107- ЗРК/2015.
Пунктами 1- 3 части 1 статьи 6 предусмотрен перечень полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики в сфере организации и обеспечения отдыха детей и их оздоровления. Отметим, что пункты 2, 3 части 1 вышеуказанной статьи дублируют положения пунктов 16,18 статьи 69 Конституции Донецкой Народной Республики, что нарушает требования пункта 21 Правил юридико-технического оформления. На основании изложенного предлагаем часть 1 статьи 6 законопроекта доработать.
Частью 2 статьи 14 законопроекта предусмотрен исчерпывающий перечень способов осуществления научно – методического обеспечения организаций отдыха детей и их оздоровления. Отметим, что одним из способов осуществления научно – методического обеспечения организаций отдыха детей и их оздоровления также является и мониторинг эффективности деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, который автор законопроекта не закрепил в положениях вышеуказанной статьи. С учётом изложенного предлагаем часть 2 статьи 14 законопроекта дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) мониторинга эффективности деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.», что в полной мере будет соответствовать Закону № 107- ЗРК/2015.
Статьёй 17 законопроекта предусмотрены обязанности организации отдыха детей и их оздоровления. Обращаем внимание на то, что немаловажными условиями пребывания детей в организации отдыха детей и их оздоровления являются: содержание детей и работников организации в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, включая соблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности; наличие спасательных постов в местах купания детей; наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям; обеспечение соответствия квалификации работников организации соответствующим профессиональным стандартам или квалификационным требованиям в соответствии с трудовым законодательством Донецкой Народной Республики. На основании изложенного предлагаем статью 17 законопроекта дополнить пунктами, в которых закрепить вышеуказанное, что в полной мере будет соответствовать Федеральному закону от 28.12.2016 № 465 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».
Далее следует отменить, что разработчиком не рассмотрен вопрос о международном сотрудничестве в сфере отдыха детей и их оздоровления, что в дальнейшем может привести к принятию иных нормативных правовых актов, регулирующих данные положения. С учётом изложенного предлагаем законопроект после главы 4 дополнить главой 5 «Международное сотрудничество в сфере отдыха детей и их оздоровления» с последующим изменением нумерации.
Согласно пояснительной записке «реализация Закона, в случае его принятия, не требует дополнительных финансовых затрат из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики». Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 20 законопроекта финансовое обеспечение отдыха детей и их оздоровления осуществляется за счет средств: Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики; местных бюджетов. С учётом изложенного, в целях прогнозирования и планирования использования бюджетных средств для исполнения представленного законопроекта, предлагаем законопроект согласовывать с республиканским органом исполнительной власти, реализующим политику в сфере финансов.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.