В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 5 и 33 Закона Донецкой Народной Республики «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Обращаем внимание, что согласно пункту 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС (далее – Правила юридико-технического оформления законопроектов) текст законопроекта печатается машинописным способом с использованием текстового редактора Microsoft Word версии 6,0 и выше, шрифтом Times New Roman Cyr размером 14, а при оформлении в тексте законопроекта (или приложений к нему) таблиц - редактора электронных таблиц Excel, шрифт Times New Roman Cyr размером 14. В исключительных случаях минимальный размер шрифта может быть уменьшен, но не менее чем до 8. Текст печатается на стандартных листах бумаги формата А4, через межстрочный интервал – 1,15. Верхнее поле составляет 2 см., левое - 3 см., нижнее 2 см., правое - 1 см.; абзацный отступ – 1,25 см, интервал между абзацами – 18 пт.
В то же время, в законопроекте требования данной структурной единицы Правил юридико-технического оформления законопроектов в части использования интервала между абзацами, размера шрифта (в наименовании законопроекта), правой границы поля соблюдены не были. В связи с этим предлагаем оформление законопроекта привести в соответствие с Правилами юридико-технического оформления законопроектов.
Акцентируем внимание на том, что статья 1 законопроекта состоит из пунктов. Однако, частью 2 статьи 27 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (в редакции от 24.06.2016) (далее – Закон № 72-IНС) предусмотрено следующее предписание: «В законах нормативные предписания объединяются в структурные единицы – статьи. Статьи законов могут подразделяться на части. В частях статей могут содержаться пункты, подпункты, абзацы. В иных нормативных правовых актах нормативные предписания излагаются в виде пунктов. Пункты могут подразделяться на подпункты и абзацы». Аналогичные положения изложены и в пункте 40 Правил юридико-технического оформления законопроектов.
Кроме того, в статье 1 законопроекта нарушен порядок внесения нескольких изменений в различные структурные единицы статьи закона. Так, абзацем первым пункта 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено следующее: «1) Внести в статью 5 Закона Донецкой Народной Республики от 23 сентября 2016 года №149-IНС «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 27 октября 2016 года) (далее – Закон) следующие изменения:». В то же время пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено: «2) в части 6 статьи 33 Закона слова «, но не позднее 01 марта 2017 года» исключить».
В свою очередь, пунктом 102 Правил юридико-технического оформления законопроектов закреплена следующая норма: «Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи закона оформляется следующим образом.
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 5 июня 2015 года № 54-IНС «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) в пункте 1 слова «___________» заменить словами «___________»;
б) пункт 2 после слов «___________» дополнить словами «___________»;
в) пункт 3 дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
«з) ___________;»;
г) пункт 4 дополнить предложением следующего содержания: «___________.»;
2) второе предложение пункта 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. ___________».
Таким образом, Правилами юридико-технического оформления законопроектов была закреплена норма, регламентирующая чёткий порядок оформления внесения нескольких изменений в различные структурные единицы статьи закона.
На основании изложенного предлагаем оформление статьи 1 законопроекта привести в соответствие с положениями Правил юридико-технического оформления законопроектов и Закона № 72-IНС.
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта предложено в части 3 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 23.09.2016 № 149-IHC «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Закон № 149-IHC) после слов «алкогольной продукции» дополнить словами «(за исключением спирта этилового, пива и пивных напитков)». Обращаем внимание, что частью 1 статьи 5 Закона № 149-IHC предусмотрено, что производство спирта этилового (в том числе как лекарственного средства) может осуществляться только на государственных предприятиях. Таким образом, Законом № 149-IHC уже установлены ограничения относительно производства спирта этилового. Кроме того, по тексту Закона № 149-IHC разграничиваются понятия «спирт этиловый» и «алкогольная продукция». В связи с этим предлагаем из подпункта «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта конструкцию «спирта этилового,» исключить.
Далее, согласно пункту 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов на расстоянии двух межстрочных интервалов от последней строки текста, у границы левого поля листа указывается должность лица, уполномоченного подписать законодательный акт, у границы правого поля листа – его инициалы и фамилия, что не было выполнено при разработке законопроекта. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с указанными положениями Правил юридико-технического оформления законопроектов.
Кроме того, Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на следующее.
Законодательный процесс - это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативных правовых актов (законов) и принятия нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.
Следует обратить внимание на то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны, осуществляется высшими органами власти в государстве; законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.
В Донецкой Народной Республике законодательный процесс регулируется Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом № 72-IНС, Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее - Регламент), а также утверждённым Народным Советом Донецкой Народной Республики Положением о порядке работы с проектами нормативно-правовых и иных актов.
Регламент устанавливает определенные требования к оформлению законопроектов.
Так, подпунктом «в» пункта 3 части 1 статьи 93 Регламента установлено, что необходимым условием внесения проекта законодательного или иного нормативного правового акта в Народный Совет Донецкой Народной Республики, кроме всего прочего, является наличие в качестве приложения к законопроекту заключения Министерства финансов Донецкой Народной Республики о возможности или невозможности финансирования дополнительных трат, связанных с принятием проекта закона, из бюджета Республики или иных внебюджетных фондов. В связи с указанным одним из обязательных условий для рассмотрения и принятия законопроекта является необходимость предоставления Министерством финансов Донецкой Народной Республики заключения о возможности финансирования за счет средств Республиканского и местного бюджетов Донецкой Народной Республики расходов, связанных с принятием вносимого проекта.
Кроме того, Законом № 72-IНС установлена процедура подготовки проекта нормативного правового акта. Так, в соответствии со статьёй 14 Закона № 72-IНС одним из обязательных элементов подготовки проекта нормативного правового акта является проведение правовой и иных необходимых экспертиз. Статьёй 24 Закона № 72-IНС закреплена императивная норма, согласно которой проект нормативного правового акта подлежит правовой и иной экспертизе в соответствии с главой 7 настоящего Закона. Каких-либо исключений относительно возможности непроведения экспертиз законодателем не предусмотрено. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 72-IНС проводятся следующие виды экспертиз: правовая, финансово-экономическая, научно-техническая, антикоррупционная, лингвистическая и др. Перечень экспертиз, которым подлежит проект нормативного правового акта, не является исчерпывающим.
Из анализа вышеизложенных норм Закона № 72-IНС следует, что с момента вступления его в силу обязательным условием для принятия каждым правотворческим органом любого вида нормативного правового акта является, кроме прочего, наличие заключений о проведении ряда экспертиз, порядок проведения которых на данный момент нормативно не урегулирован.
Таким образом, Верховный Суд Донецкой Народной Республики приходит к выводу, что вышеперечисленные этапы прохождения законопроекта от его внесения до принятия как закона являются обязательными для всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, которое закреплено Конституцией Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.