Комментарий Верховного Суда Донецкой Народной Республики об участии в работе профильного Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики над проектом Кодекса административного судопроизводства

Комитет Народного Совета по гражданскому и арбитражному законодательству активно работает над проектом Кодекса административного судопроизводства.

В заседаниях данного профильного комитета регулярно принимают участие и представители Верховного Суда Донецкой Народной Республики. В связи с этим пресс-служба обратилась с просьбой к судье Верховного Суда Наталье Александровне Лариной дать комментарий касательно работы в качестве представителя Верховного Суда над проектом Кодекса административного судопроизводства в Комитете Народного Совета Донецкой Народной Республики, а также разъяснить актуальность принятия данного нормативного правового акта:

«Принятие Кодекса административного судопроизводства в Донецкой Народной Республике является актуальным и необходимым этапом развития судебной системы Донецкой Народной Республики.

Кодекс административного судопроизводства Донецкой Народной Республики – это фундаментальный и основополагающий правовой акт, устанавливающий основы защиты прав, свобод и интересов граждан от незаконных действий (бездействия) и решений органов публичной власти.

Значение такого нормативного акта сложно переоценить, поскольку с принятием Кодекса административного судопроизводства Донецкой Народной Республикой будет сделан новый важный шаг на пути становления республиканского законодательства: административное судопроизводство приобретет самостоятельную процессуальную форму. Ранее это судопроизводство рассматривалось как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений в гражданском судопроизводстве. При этом отделение административного судопроизводства от гражданского процесса абсолютно обоснованно. Как самостоятельная судебная деятельность административное судопроизводство, несомненно, более эффективно, поскольку является реальной гарантией улучшения качества судебной защиты прав и свобод заинтересованных лиц. Кроме того, административное судопроизводство имеет свой предмет регулирования: защита прав, свобод и интересов граждан и организаций от незаконных действий (бездействия) и решений органов публичной власти, тогда как исковое производство в гражданском судопроизводстве предназначено для рассмотрения и разрешения дел, возникающих из материальных гражданско-правовых отношений.

Помимо этого, у административного судопроизводства свои задачи и функции. Под основной задачей административного производства понимается верховенство права над административным произволом, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. Суды в своей деятельности проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, тем самым они осуществляют контроль за органами, которые относятся к другим ветвям власти.

Для достижения целей административного судопроизводства на законодательном уровне подлежат закреплению следующие задачи административного процесса: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Сегодня работа над проектом данного процессуального закона находится в стадии постатейного обсуждения рабочей группой Комитета Народного Совета по гражданскому и арбитражному законодательству. Профильный Комитет провел три заседания, посвящённых обсуждению проекта данного закона. На заседании, состоявшемся  в конце ноября этого года, обсудили возможность практической реализации отдельных норм кодекса, в том числе по административным делам. В частности, положения, регламентирующие порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, присуждения компенсации за нарушение судопроизводства, госпитализации граждан в недобровольном порядке. На последнем заседании были обсуждены заключительные и переходные положения проекта данного закона, являющиеся завершающей частью проекта.

Если говорить о сотрудничестве судебной и законодательной ветвей власти в контексте работы над проектом Кодекса административного судопроизводства, то оно является плодотворным. Законодатель поддержал позицию судебной власти о необходимости создания Кодекса административного судопроизводства как механизма судебной защиты прав лица от нарушений субъекта властных полномочий для полной реализации нормы части 2 статьи 39 Конституции Донецкой Народной Республики. Представителями Верховного Суда Донецкой Народной Республики в процессе обсуждения проекта Кодекса административного судопроизводства Донецкой Народной Республики вносились предложения, которые, несмотря на разницу в структуре судебной власти Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, способствовали бы полной гармонизации данного процессуального закона с аналогичным кодексом Российской Федерации. Комитетом Народного Совета по гражданскому и арбитражному законодательству указанные замечания заслушаны, отмечены как важные. Будут ли они учтены, узнаем, ознакомившись со сводной редакцией проекта».